Настоящий герой Эвереста - Анатолий Букреев!
Все, кто посмотрел фильм "Эверест", конечно запомнили человека - просто "Толю", которой спас жизни половине команды во время того трагического восхождения. Так кто же он, первый взошедший на Эверест и вынесший на себе из снежного бурана трех человек? И самое главное почему этому герою Эвереста отведено так мало места в одноименном фильме? - ответ просто - "банальная русофобия"... (читайте до конца)
10 мая 1996 года вошло в историю покорения Эвереста как один из самых трагических дней. Всего тогда погибло восемь человек – трое индийских альпинистов и пятеро участников западных коммерческих экспедиций под руководством Роба Холла и Скотта Фишера. На горе навеки остались сами Холл и Фишер, а также один из гидов Холла и двое его клиентов. Анатолий Букреев был одним из гидом команды Фишера, и благодаря ему никто из клиентов его команды не погиб.
Стоит заметить, что Анатолий Букреев был опытным и заслуженным альпинистом. Он покорял самые высокие вершины мира рекордный для СНГ 21 раз. На одном только Эвересте Букреев был 4 раза. Он взошел на 11 из существующих 14 восьмитысячников – самых высоких вершин мира. На тот момент всего пять человек покорили их все, а без кислорода вообще только два.
В тот трагический день Анатолий проявил себя не только как профессионал, но и как настоящий герой. В пургу, когда больше никто из обитателей промежуточного лагеря не решился высунуть нос из палатки, Букреев один вышел навстречу заблудившимся и обессиленным альпинистам и привел их в лагерь слегка подмороженными, но живыми. Он лично спас трех человек – тех, кто мог двигаться и до кого он сумел добраться. По меркам Эвереста это был подвиг. Ведь люди, штурмующие легендарную гору, уверены, что на Эвересте каждый сам за себя и что отчаянные попытки спасти других - скорейший путь к собственной гибели.
Сам Букреев сильно переживал из-за гибели его приятеля и начальника Фишера, и что он не смог спасти умирающих клиентов команды Холла (один из них - Джон Кракауэр чудом выжил и позднее сам вернулся в лагерь, хотя был сильно обморожен). Но все равно в глазах людей, которых он вывел к палаткам, и в глазах многих его коллег, не понаслышке знающих о слепящих бурях на Эвересте, Букреев был настоящим и безусловным героем.
Это, однако, была совсем не та история, о которой узнала Америка, когда о трагедии начала писать западная пресса. Выживший участник команды Холла журналист Джон Кракауэр после трагедии 10 мая написал жесткую критическую статью об этой трагедии для журнала Outside. И главным злодеем этой статьи оказался Букреев...
Журнальные труды Кракауэра были весьма красноречивы. В статье он упирал на то, что после удачного штурма вершины Букреев одним из первых вернулся в лагерь, бросив на горе своих клиентов, забыв указать на то что сам он к клиентам этой команды не относился... Мол, русский должен был сопровождал их, как профессиональный гид, от начала до конца. Также Кракауэр сетовал, что Букреев недостаточно много общался с ними и не объяснил им все, что нужно знать об Эвересте, что он был недостаточно тепло одет, не пользовался при подъеме кислородной маской – в отличие от большинства прочих участников обеих экспедиций, и это повлияло на результаты восхождения. По мнению журналиста, если бы Букреев все сделал правильно, у него было бы достаточно сил, чтобы спасти не только тех, кого он спас, но и тех, до кого не смог добраться.
Когда он повторил свои доводы в ставшей бестселлером книге «В разреженном воздухе», Америка признала "угрюмого русского" злодеем – человеком, из-за которого люди погибли в снежном буране.
Для Букреева все это стало неожиданностью и настоящим шоком. Одет он был так же, как другие, в наилучший из доступных высотных костюмов. Кислородом он не пользовался потому, что знал, как опытный альпинист, что человек, у которого на высоте кончается кислород, становится практически беспомощным (так и случалось). Физиология Букреева позволяла подниматься на Эверест без кислородной маски, что он и делал. Правда, у него был с собой кислородный баллон, который во время подъема он передал его коллеге-гиду.
Что до общения с клиентами - так это была работа самого Фишера и его команды в промежуточных лагерях, а не слабо говорящего на английском Букреева. Русский альпинист был нанят как опытный «высотник» для прокладывание пути к вершине Эвереста и облегчение подъема для клиентов фирмы. После удачного штурма вершины Букреев (который шел без кислорода) по плану Фишера, согласованному заранее, должен был быстро спуститься в промежуточный лагерь, передохнуть там и выйти встречать клиентов, которые к этому моменту наверняка были бы обессиленными и плохо соображающими. Так Анатолий и поступил, он никого не «бросал» - с оставшимися клиентами были Фишер и еще один гид. И план Фишера сработал: отдохнувший Букреев сумел опять подняться на гору и спасти гибнущих людей его команды.
Но почему же Букреев не вел клиентов с начала и до конца? Потому что на Эвересте действуют другие законы. Мы привыкли к тому, что человек, который медленно движется, тратит меньше сил. Но на вершине Эвереста, как говорят врачи, человеческое тело начинает медленно умирать и без движения. Каждая секунда, проведенная в столь разреженном воздухе, отнимает силы, даже если альпинист прото сидит или лежит. Если бы Букреев остался на вершине вместе с остальной группой, а не "бегал бы туда-сюда", он бы выбился из сил и, соответственно, не смог бы никому помочь.
Претензии Кракауэра были тем более странными, что Букреев был гидом из «соседней» экспедиции и что в его команде все клиенты остались живы. Если журналист переживал из-за гибели своих спутников, то претензии надо было предъявлять гидам из экспедиции Холла – тем, кто остался на горе, и тому единственному, кто выжил. Букреев за спутников Кракауэра не отвечал, и переживал за них он лишь потому, что был воспитан в духе взаимовыручки.
Когда Букреев осознал, какую бочку на него накатил Кракауэр, он попытался защищаться. Сперва он объяснил свое поведение в письме в редакцию Outside, а затем вместе с журналистом Вестоном де Уолтом подготовил свою книгу - «Восхождение», где изложил свой взгляд на трагедию 10 мая. Для большинства профессионалов, как на Западе, так и в нашей стране, его правота была очевидна, даже Американский альпийский клуб, тщательно изучивший те события, выразил свое отношение к Букрееву наградив его за героизм. Но все-таки репутация Анатолия была испорчена, так как книга «В разреженном воздухе» вышла раньше, чем «Восхождение», и она пользовалась куда большей популярностью, то многие люди, до сих пор придерживаются позиции Кракауэра, который нашел козла отпущения за свою беду в ненавистном ему русском...
Именно поэтому создатели «Эвереста» не стали делать Букреева главным героем. Режиссер фильма и его команда сняли «Эверест» не как историю о героизме, а как о слабости человека перед могуществом природы и о негасимом желании людей покорять высочайшие горы. Заодно им не пришлось мучиться с русским в качестве главного героя, и они смогли сосредоточиться на персонажах, более понятных западной публике. Хотя Анатолий Букреев был бы отличным голливудским персонажем – если бы его звали Джон Смит и родись он в Орегоне, а не в Челябинской области...
Друзья, теперь, когда вы знаете правду об истории легендарного русского альпиниста, просим поделиться этой статьей, чтобы восстановить справедливость и воздать память истинным героям и их подвигам!
👉Максимальный репост!
#XLife #Эверест #Букреев